26-27 сентября 2024 г. в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина прошел форум «Электротранспорт Урала 2024»
Мероприятие включало в себя 4-е всероссийское совещание по развитию электрического транспорта и сопутствующей инфраструктуры и 1-ю специализированную выставку «Электротранспорт Урала 2024».
Открывая совещание, ректор УрФУ В.А. Кокшаров сказал: «В эти дни будут оценены перспективы развития как электрического транспорта общего пользования, так и новых видов электрической мобильности на Урале. Более того, будут намечены пути взаимодействия и сотрудничества властей, заказчиков транспортных услуг, перевозчиков с поставщиками транспортных средств, зарядной инфраструктуры, оборудования и комплектующих». Развивая тему электроэнергетики и электротранспорта, ректор УрФУ отметил: «В университете появилась самая крупная на Урале фасадная солнечная электростанция. Она установлена на стене корпуса УралЭНИН. Это только первый шаг в создании целого электрозарядного кластера, где можно заниматься исследованиями, создавать новые продукты и технологии и в конце концов заряжать электрокары».
Приветствуя участников член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, председатель МОО «Союз Пассажиров», Председатель оргкомитета Российской недели общественного транспорта и городской мобильности К.В. Янков привел выдержку из статьи в газете 1943 г., где рассказывалось о том, как рабочие металлургического завода устанавливали электродвигатели и аккумуляторы на грузовые автомобили, переделывая их в электромобили. «В Екатеринбурге стабильно работает три вида городского электротранспорта – метрополитен, троллейбус, трамвай. Город, один из самых компактных миллионников нашей страны, стоит на пороге модернизации электротранспортных систем. Мы также наблюдаем интеграцию пригородной электрички в городские перевозки, открытие новых трамвайных маршрутов, приобретение троллейбусов с увеличенным автономным ходом, ожидаем продолжение строительства и обновление подвижного состава метрополитеном», — подчеркнул К.В. Янков.
Р.Х. Артиков, член президиума Научно-экспертного совета при Комитете по экономической политике СФ ФС РФ, в своем приветствии сделал акцент на развитии отечественной производственной базы: «Электрический транспорт должны производить отечественные заводы, используя наработки отечественной научной школы. Энергетический институт Уральского федерального университета готовит студентов по широкому кругу специальностей. Уверен, что многие из них будут трудиться в транспортной сфере». Отвечая на вопрос, какие первоочередные задачи должны быть поставлены перед городскими властями, Р.Х. Артиков, в частности, сказал: «В.В. Путин поставил задачу пересадить чиновников на отечественные автомобили. Предлагаю вместо автомобилей использовать в городах исключительно электромобили. Это послужит примером городским службам и будет стимулировать приобретение коммунальной, уборочной техники, служебного транспорта, такси на электрической тяге».
Форум прошел на базе крупнейшего вуза региона — Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (более 40 000 учащихся), при поддержке Научно-экспертного совета по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при Комитете по экономической политике Совета Федерации ФС РФ, Союза Российских Городов, ассоциации МАП ГЭТ, Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ), администраций Екатеринбурга и Свердловской области.
В работе форума приняли участие более 350 специалистов из 30+ городов. В рамках 7 секций прозвучало более 60 докладов. В экспозиции электрических транспортных средств приняли участие ПАО «КАМАЗ» с электробусом KAMAZ-6282 ONC, компания «Ситидрайв» с электромобилем «Москвич 3е», компания «БИ ИН БИ» с электрическими бункеровозами производства «Автотор», АО «ППМТС «Пермснабсбыт» с уличной ЭЗС и электромобилем Zeekr. В выставочном зале были представлены решения компаний E-PROM, «АйДи Электро», «Современные Рельсовые Системы», ООО «Модуль».
В рамках технических визитов участники посетили филиал «Южный» ЕМУП «Гортранс», новый кампус УрФУ, ознакомились с эксплуатацией новой линии ГЭТ по концессии в электродепо Верхняя Пышма.
Следующий форум «Электротранспорт Урала» пройдет в 2026 году. В 2025 году 5-е Всероссийское совещание по развитию электрической транспорта и сопутствующей инфраструктуры пройдет в Пятигорске 29-30 октября.
***
Всероссийское совещание по развитию электрической транспорта и сопутствующей инфраструктуры организуется ежегодно в различных городах нашей страны (в 2024 г. – в Екатеринбурге, в 2023 г. — в Сочи, в 2022 г. — в Москве, в 2021 г. — в Казани). Его отличают прямой диалог между производителями и заказчиками, поиск путей опережающего развития производства электротранспортных средств и ЭЗС, подготовки кадров и повышения безопасности инфраструктуры. Программа Совещания дополняет программу международной выставки «ЭлектроТранс 2024», с учетом особенностей и потребностей региона.